И.А. Галкина (кандидат психологических наук)


Коротко и ёмко о гиперопеке сказал известный педагог Януш Корчак «Из страха, как бы смерть не отняла у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; не желая, чтобы он умер, мы не даём ему жить».
Гиперопека в детско-родительских отношениях — один из типов отношений, когда родитель или другой значимый взрослый чрезмерно опекает ребёнка. Как правило, это выражается в тотальном контроле и доминировании, которые лишают детей самостоятельности. В первые годы жизни всеобъемлющая забота о ребенке — это необходимость. Но, по мере того, как маленький человек растёт, он всё больше понимает свои потребности и осознаёт свою ответственность. И тогда родители должны постепенно дистанцироваться и давать ему возможность учиться действовать самостоятельно. При гиперопеке родитель продолжает следить за всеми действиями и потребностями ребёнка, контролируя их, выполняя за ребенка то, что он может сделать сам и пресекая проявления инициативы и желания справиться с чем-то без участия родителя. Готовить завтрак трёхлетке — нормально, но если старшеклассник не может сам приготовить завтрак или погладить свою одежду, то у него явно проблемы с гиперпротекцией от родителей.

 

Обычно психологи выделяют следующие признаки гиперопеки:

  • Окружение ребенка чрезмерным вниманием.
  • Желание постоянно защищать ребенка. Даже в том случае, если на самом деле это не требуется.
  • Навязчивое стремление сопровождать каждое действие ребенка.
  • Выраженная тревожность по существующим и мнимым поводам.
  • Желание «привязать» к себе ребенка, держать его все время рядом с собой.
  • Навязывание своей воли и игнорирование мнения ребенка.

 

Выделяют следующие виды гиперопеки:

  • Доминирующая связана с тотальным контролем и даже бывает агрессивна. В этом случае воля родителя — это закон: он решает, куда пойдёт ребёнок, что будет есть, чем заниматься и как одеваться. Право на собственное мнение у детей отсутствует, ведь «старшие лучше знают».
  • Потворствующая подразумевает потакание всем капризам: родители восхищаются каждым действием ребёнка и удовлетворяют любое его пожелание, даже если оно противоречит семейным правилам и здравому смыслу. Здесь уже ребёнок решает, что делать и чем заниматься. Здесь, хотя родители и позволяют многое, но при этом обязательно следят и контролируют.

 

В целом психологи выделяют следующие причины или мотивы, толкающие родителей на гиперопекающее поведение:

  • Высокая тревожность, вызванная затруднениями в семье или же являющаяся чертой характера родителя.
  • Чрезмерные опасения за ребенка, его жизнь и здоровье.
  • Выраженная демонстративность характера, из которой следует потребность в признании собственной значимости.
  • Стремление доминировать в любых взаимоотношениях, включая детско-родительские.
  • Интроверсия, замкнутость на собственных душевных переживаниях.
  • Невроз.
  • Способ самореализации в формате компенсации неудач, например, в карьере.
  • Перфекционизм как желание быть идеальным родителем идеального ребёнка.
  • Cтрах перед взрослением, боязнь одинокой старости.


Согласно статистическим данным, матери намного чаще проявляют по отношению к ребенку гиперопекающее поведение, чем отцы. Психологи полагают, что удерживание ребенка возле себя становится для матери способом утолить собственную тревожность. Когда малыш рядом, женщина чувствует свою нужность и ее невротические проявления на время стихают. Считается, что гиперопекающее поведение чаще встречается у матерей с выраженной обращенностью внимания не на внешний мир, а на внутренние переживания. Адекватная опека свойственна матерям с широким кругом общения. Что касается отцов, то недостаток заботы психологи связывают с неврозом: чем более невротичен отец, тем меньше у него выражена забота о малыше. И для матерей, и для отцов одинаково важным фактором является тревожность. Чем больше волнения и беспокойств в жизни родителя, тем более выражено стремление к гиперопеке. Тревожность — дополнительный инструмент родителя, сопровождающий и поддерживающий гиперопеку. Работает просто, через навязчивые мысли: «Если я не буду контролировать ребёнка и следить за каждым его шагом, с ним точно произойдёт что-то фатальное». Гиперопека и тревожность — это следование личному, эгоцентричному страху родителя.


Гиперопека опасна для психоэмоционального развития ребенка. Дети, выросшие в доминирующей гиперопеке, зачастую не умеют критически мыслить, брать на себя ответственность и принимать важные решения — всю жизнь за них это делали родители. Малыш растет в условиях, где его желания и потребности не принимаются в расчет. Ребенок хочет познавать мир и развиваться, однако постоянно наталкивается на запреты. Рано или поздно у него развивается «выученная беспомощность»: любое препятствие, даже незначительное, воспринимается им как непреодолимое. У него низкая самооценка, он почти всегда имеет слабую мотивацию к действию. Ему кажется, что любой другой сделает дело лучше него. Ему также сложно принимать решения, так как он не видит целесообразности своих действий. Повзрослев, он будут испытывать трудности с созданием собственной семьи и выстраиванием отношений с другими людьми.


Те же дети, которые были воспитаны в потворствующем типе гиперопеки, становятся эгоистами с завышенной самооценкой и истеричным характером. Они считают, что им все всё должны, ведь именно к этому их приучили родители. Потворствующая гиперпротекция формирует эгоистические и нарциссические черты. Практика показывает, что человеку, выросшему в потворствующей гиперопеке, с огромным трудом даётся социализация: ему тяжело ходить на работу, взаимодействовать с людьми, вести себя по правилам.


При гиперопеке родителей у ребенка есть несколько вариантов поведения:

  • Первый – это путь согласия с родителем, добровольного отказа от права выбора своей жизни и передачи его гиперопекающему родителю. Ребенок не обладает от природы достаточно сильным характером, способным противостоять такому родителю. А раз каждый ребенок стремиться к выживанию мы видим пару родитель - ребенок, где ребенок полностью подчинен родителю, на всех уровнях, и является слепым исполнителем его воли.
  • Второй – это путь борьбы с родителем. Здесь характер и сила воли даны ребенку от природы, он способен противостоять родителю и это переходит в состояние постоянной войны. Здесь даже позитивные и возможно правильные решения родителя будут вызывать такое же отторжение, как и гиперопекающие действия. Идет неприятие на всех уровнях и безудержное стремление к свободе. В такой борьбе также часто случается, что все силы и энергия ребенка уходят на борьбу с родителем, а не на выполнение собственной жизненной миссии.
  • Третий — это путь скрытой конфронтации. Ребенок использует хитрость и учится обманывать для прикрытия своей истинной жизни от гиперопекающего родителя. Здесь формируется лицемерие и умение вести двойную жизнь, что рано или поздно приведет как к внешнему, так и к внутриличностному конфликту, который придется решать.
  • Четвертый – это путь изменения родителя. В этом случае дети обладают достаточной мудростью, чтобы помочь родителям избавиться от гиперопекающего поведения и научиться доверию. Поначалу они могут использовать стратегию подстраивания, но потом перехватывают инициативу, идя не путем борьбы, как войны, а путем духовного изменения родителя через действия ребенка.


Гиперопека тормозит, искажает развитие детей. Избыточное беспокойство, тревожность родителей передаются ребенку. Формируются детские аффективные расстройства – невроз навязчивых состояний, фобический невроз. Зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность, тенденция избегать трудностей осложняют социальную адаптацию. Детям нелегко заводить дружеские отношения, справляться со школьной программой, выбирать будущую профессию. У подростков гиперопека способствует формированию шизоидного/истероидного типа личности либо провоцирует «бунт» – скандалы, уходы из дома, бродяжничество.

Непосредственно гиперопека обычно не вызывает беспокойства родителей. Помощь специалистов становится им необходима для диагностики аффективных, поведенческих отклонений ребенка, возникающих как последствие чрезмерной заботы, тотального контроля.

Гиперопека выявляется при исследовании эмоционально-личностной сферы ребенка, при этом используются следующие методы:

  • Клиническая беседа. Врач-психиатр, медицинский психолог собирают анамнез, уточняют жалобы, расспрашивают о способах воспитания. По ответам ребенка предполагают наличие/отсутствие гиперконтроля взрослых.
  • Наблюдение. О гиперпротекции свидетельствует неуверенность, зажатость, повышенная тревожность ребенка либо демонстративное поведение, пренебрежительное отношение к ситуации обследования. Могут наблюдаться тики, навязчивости, сниженная речевая активность, избегание зрительного контакта.
  • Рисуночные тесты. Наиболее распространено применение методики «Рисунок семьи». Характерными признаками гиперопеки являются первоочередное изображение доминирующего родителя, большие размеры его фигуры, центральное расположение. Ребенок изображает себя вблизи, схожим образом, но меньшим по размеру.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Используется детский апперцептивный тест, тест Розенцвейга. Общая черта итоговых данных – картинки воспринимаются ребенком как ситуации доминирования, контроля, управления, опеки.
  • Опросники. Анкетирование предлагается родителям. Результаты определяют тип воспитания, выявляют наличие гиперпротекции, но искажаются при соответствующей установке родителей. Используется методика PARI, опросник детско-родительских отношений (В.В. Столин, А.Я. Варга), тест ЛИРИ.

 

На фоне лечения эмоционально-поведенческих нарушений ребенка проводится коррекция способа воспитания. Применяется ряд методов. Вот некоторые из них:

  • Психологическое консультирование. Родители узнают о различных типах воспитания, их влиянии на развитие ребенка. Основная задача специалиста – помочь осознать, принять факт наличия гиперопеки, установить причины, разобрать случаи реализации.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Цель индивидуальных сеансов – устранить неуверенность, страхи, тревожность. Выполняется коррекция эмоционального состояния, ошибочных когнитивных паттернов, вырабатываются продуктивные поведенческие сценарии, поддерживающие уверенность, независимость, спокойствие.
  • Семейная психотерапия. Используются тренинги коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания. Родители и дети обучаются взаимодействовать вне рамок модели «доминирование-подчинение». Для закрепления результата психотерапевт дает домашние задания, отслеживает их выполнение.

Профилактика гиперопеки требует критического отношения родителей к собственным психологическим проблемам – страхам, комплексам, сложностям взаимоотношений. Важно знать основные стадии детского развития, выстраивать взаимоотношения, ориентируясь на ближайшую зону развития – понимая реализовавшиеся и потенциальные возможности ребенка. Необходимо научиться делегировать обязанности, обучать малыша бытовым, социальным навыкам, постепенно сокращая долю своего участия. Важно также проявлять внимание к предпочтениям маленького человечка, интересоваться его мнением, доверять его действиям.

 

Вот несколько правил отказа от гиперопеки и способов борьбы с ней:

  1. Всегда задавать себе вопрос, а что такого страшного может случиться, если ребенок сделает данный выбор? Это позволит понять минимальный ущерб от действий и успокоиться.
  2. Не делать за ребенка то, что он способен сделать сами. При освоении нового навыка просто помочь ему, позволяя завершить начатое самостоятельно.
  3. Не спешить критиковать при неправильном выборе. Объяснить, в чем риск и позволить изменить выбор.
  4. Контролировать аккуратно, в меру, без давления и навязчивости. Не стоит фиксировать каждый шаг, достаточно предоставить безопасное пространство для действий, позволить бывать наедине с собой.

В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают опытные высокопрофессиональные психологи, которые помогают родителям в решении целого ряда проблем, возникающих в процессе развития и воспитания ребенка. Проблемы, связанные с гиперопекой родителей, достаточно частый запрос в работе психологов, психотерапевтов. У наших специалистов имеется большой опыт работы с данной проблемой. Если вас тревожит что-то в поведении вашего ребенка и появились хоть какие-то из описанных выше признаков поведения, возникающих у детей при гиперпротекции родителей, не сомневайтесь, звоните, записывайтесь и приходите на консультации наших психологов. Они всегда готовы и рады вам помочь!