И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Для того, чтобы родителям правильно себя вести, когда ребёнок не слушается, необходимо учитывать возрастные особенности детей и знать основные возрастные кризисы. Одно дело, если не слушается маленький ребёнок, и совсем другое, если это делает подросток, уже осознающий, что он совершает. В каждом случае методы воспитания и воздействия взрослого будут разными.
Раннее детство (2-3 года)

Главная причина, почему ребёнок не слушается в 2-3 года, — противоречие между «я хочу» и «я могу». Причём негатив направляется на близких людей, а маме достаётся больше и чаще всего.

Как проявляется непослушание в этом возрасте? Это негативное отношение к любым просьбам взрослым, строптивость, упрямство, деспотизм, своеволие.

 

Как сделать так, чтобы ребёнок слушался:

  • предоставлять ему больше свободы (в рамках нормы);
  • сохранять спокойствие;
  • уменьшить количество требований и запретов;
  • уважать его выбор.

 

Дошкольники (4-6 лет)

В 4 года, когда кризис 3 лет миновал, ребёнок обычно успокаивается и при правильном воспитании слушается родителей. Исключениями могут стать болезнь, плохая погода, ссора и.п.


В 5 лет случаи непослушания наблюдаются чаще и связаны преимущественно с детскими фантазиями. Ребёнок может выдумать себе несуществующего друга, представлять себя космическим пиратом, жить в сказочном мире. Иногда это выходит за рамки нормального, и он перестаёт воспринимать окружающую действительность как главную реальность, подменяя её своими мечтами. Акты неповиновения бывают редкими, обычно это случается в момент игры. Проявляется в виде полного игнорирования взрослого.

Что делать:

  • приобщать к домашним делам, объяснить обязанности (убирать в своей комнате, складывать игрушки и т.п.);
  • чаще гулять с ним;
  • ограничить время за гаджетами;
  • увлечь спортом;
  • записать в кружок, секцию.

К 6 годам при соответствующих усилиях родителей ситуация выправляется и проблем с непослушанием не возникает.

 

Младший школьный возраст (7-9 лет)

Причины, по которым ребёнок не слушается в этом возрасте:

  • переход из дошкольного статуса в школьный;
  • изменения в режиме дня;
  • активное социальное взаимодействие;
  • первое осознание своего психического «Я» (раньше ощущалось преимущественно физическое).

Пик кризиса приходится на 7 лет, когда ребёнок не слушается:

  • грубит;
  • отказывается делать домашние задания;
  • не хочет ходить в школу;
  • паясничает;
  • быстро утомляется;
  • замыкается.


Главная ошибка родителей первоклассников — они требуют от них слишком многого. Накладываясь на возрастной кризис, всё это приводит к тому, что ребёнок перестаёт слушаться.

Что делать:

терпеливо переждать трудный период (в 8 лет он будет обозначен уже не так ярко), помочь школьнику адаптироваться к новым условиям, отдавать предпочтение игровой деятельности.

 

Средний школьный возраст (10-12 лет)

В 10-12 лет перестают слушаться, как правило, девочки. У многих из них к этому возрасту начинается половое созревание, гормональный фон претерпевает изменения и в буквальном смысле слова управляет поведением взрослеющей дочери. У неё появляются секреты от родителей, сформировывается круг друзей, которым она доверяет иногда больше, чем взрослым.


Всплески неподчинения обычно продиктованы по-детски наивными, но для самого подростка крайне важными факторами:

  • мальчик не посмотрел в её сторону;
  • подруга ушла гулять без неё;
  • одноклассница добилась больших успехов в каком-нибудь конкурсе;
  • весы показали не то, что она хотела увидеть.

В такие моменты девочки могут и дверью хлопнуть, и истерику устроить, и открыто объявить о своём неповиновении родителям. Если взрослые не накручивают обстановку, не срываются на крик, а пытаются понять, что происходит, эти всплески быстро проходят и случаются редко.


С мальчиками 10-12 лет таких проблем обычно не возникает, потому что половое созревание у них начинается позже.


Подростковый период

Один из самых сложных периодов в воспитании ребёнка. Однако, если у него на протяжении предыдущих лет были сформированы правильные ценностные ориентиры и приоритеты, акты непослушания будут:

  • не столь частыми;
  • продиктованы физиологией (гормональными всплесками);
  • вполне объяснимы (с точки зрения подростка, если его выслушать);
  • не выходят за рамки социально-приемлемых действий, таких, как, например, побег из дома, экстремистская деятельность и т.п.

Чаще всего неподчинение проявляется игнорированием взрослого. Если ситуация накаляется, возможен конфликт (крик, хлопанье дверями, плач). Главная задача родителя — понять, почему взрослый ребёнок так себя повёл в этой ситуации, выслушать его и вместе, успокоившись, найти выход.

 

Основные способы коррекции непослушания

 

Соблюдать режим дня
Если с раннего возраста приучить ребенка вставать и ложиться спать, есть, гулять в одно и то же время, то в дальнейшем легче будет избежать ситуаций, когда он будет отказываться это делать, так как это будет обусловлено привычкой.

 

Определить домашние обязанности
Часто акты непослушания связаны именно с отказом убирать свои вещи, содержать свою комнату в порядке, помогать по дому. Здесь придёт на помощь техника Л. С. Выготского:

  1. конкретная работа по дому, к которой нужно приучить ребёнка, сначала выполняется им совместно с родителями;
  2. дать ребенку подробную инструкцию, как это сделать одному (для маленьких можно проиллюстрировать);
  3. несколько раз ребенок должен выполнить это в одиночку, но под присмотром взрослых;
  4. самостоятельное и регулярное выполнение нужного действия.

 

Организовать игровую / соревновательную деятельность
Свою просьбу можно облекать в форму игры или соревнования. В младшем возрасте это увлекает. Приказной тон лучше заменить на шутливо-игривый. Однако к такой технике лучше прибегать в ситуациях, когда поведение ребенка выходит из-под контроля. В остальных случаях рекомендуется вести себя нейтрально («Пойдём есть / пора спать»).

 

Четко определить зону запретов
Для ребенка должны существовать четкие запреты, связанные с его безопасностью и с общепринятыми нормами поведения. Только от родителей зависит, сумеют ли они найти общий язык с ребенком в таком возрасте, дадут ли они возможность малышу проявлять свою самостоятельность в разумных пределах так, чтобы не мешать ему, и в то же время создать безопасные условия для развития и познания мира. Для этого, прежде всего, нужно выработать единую воспитательную систему для всех, кто окружает ребенка. Т.е., если один член семьи что-либо разрешает, то и все остальные должны это делать. Потому что ребенку будет проще понять, что какие-то действия совершать можно, а что-то находится под несомненным запретом.


Для того, чтобы научить ребёнка слушаться, можно нарисовать 4 цветовых сектора и прописать в них запреты, которые должны быть озвучены ребенку:

  1. зелёный сектор — что разрешено на все 100% без всяких ограничений;
  2. жёлтый — что разрешается с ограничениями;
  3. оранжевый — что разрешается в исключительных случаях;
  4. красный — что нельзя ни при каких условиях.

 

Беседовать
Слово – главный метод. Если постоянно разговаривать с ребенком, объяснять ему, почему вы хотите, чтобы он сделал что-то, или не делал чего-то, то это в конечном итоге даст результат больший, чем просто запрет или требование. Гораздо приятнее нам получить обоснованную просьбу или мотивированный отказ. Ребенок хочет знать почему, и если не понимает, то будет продолжать делать по-своему. Другой вопрос, что объяснять и рассказывать, возможно, придется десятки раз. И вот здесь очень важно, чтобы родители набрались терпения, понимания и такта. Беседа - это универсальный способ, который подходит для любого возраста, в том числе и для подростков, ведь с ними выбрать тактику поведения сложнее всего. Чем раньше объяснить ребёнку, что нужно слушаться родителей, тем быстрее он усвоит это правило. С двухлетнего возраста уже нужно проговаривать это с малышом. В более старшем возрасте беседы необходимы для того, чтобы выяснить причину неуправляемого поведения ребенка. Можно открыто спросить об этом — если он доверяет родителям, расскажет о своих переживаниях. Можно попытаться это выяснить посредством наводящих вопросов. В любом случае ситуацию нельзя оставлять без внимания, её нужно проговорить, чтобы не упустить контроль полностью.


Наказывать
Тема наказаний всегда вызывает много споров у родителей, при этом, известно, что полное отсутствие наказаний и ответственности за свои поступки приводит к развитию у ребёнка чувства вседозволенности и нежеланию подчиняться требованиям взрослых.


Поэтому родителям важно знать и соблюдать правила наказания:

  • Задача наказания — сделать так, чтобы ребёнок осознал неправоту своего поступка и впредь поступал иначе. От наказания не должно быть ни физического, ни психологического вреда.
  • Ребёнок должен быть уверен, что родители, даже наказывая, всё равно продолжают его любить.
  • Наказывать за конкретный поступок, который совершил ребёнок.
  • Учитывать возраст ребёнка. Например, наказывать двухлетнего ребёнка за то, что он нечаянно опрокинул на себя тарелку с супом бесполезно.
  • Наказание не должно унижать ребёнка.
  • Если сообщили о плохом поступке ребёнка, надо сначала выслушать его, а затем уже принимать решение о наказании.
  • По возможности заранее обсуждать с ребёнком поступки, за которые обязательно последует наказание, и какое оно будет, чего именно ребёнок будет лишен.

 

Случается, что непослушание не продиктовано никакими логическими причинами (ребенку просто захотелось так поступить, ослушаться, сделать по-своему из вредности). В таких случаях возникает вопрос, как наказать ребёнка, чтобы указать ему, что он поступил неправильно. В этом случае помогут следующие способы:

  1. Лишение привилегий: например, ограничение или полный запрет просмотра гаджетов или поедания сладостей на определенный период.
  2. Исправление сделанного: разбросал игрушки — пусть собирает.
  3. Осознание содеянного: оставить одного в комнате на некоторое время, чтобы он подумал над своим поведением. При этом нужно, чтобы у него не было доступа к любимым развлечениям (компьютеру, игрушкам, телевизору, телефону).
  4. Извинение: учить ребёнка просить прощения. Причём не только за то, что он кого-то обидел, а даже за то, что он вас не послушался.
  5. Демонстрация своего недовольства: показать ему своё недовольство и в течение определённого времени общаться холоднее, чем обычно.
  6. Ограничение общения: если акт неповиновения был как-то связан с друзьями (они уговорили пойти его куда-то без разрешения), на время пресечь их взаимодействие.
  7. Общественно полезная работа: не слушается — пусть моет посуду или пылесосит, даже если это в его обязанности не входит.
  8. Последовательность: обещали наказать — наказываем, обещали поощрить — поощряем. Главное - держать своё слово и не раздавать пустых обещаний или угроз.

 

При всем этом, родителям важно помнить, что даже самый неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя нужным и любимым. Именно любовь, которая выражается не в потакании всем детским желаниям, а в понимании, что необходимо для развития ребенка как гармоничной личности, помогает справиться со сложностями взросления и прийти к таким отношениям, когда проблема непослушания перестает возникать в связи с тем, что взрослые и дети ценят, уважают и слышат друг друга.


В нашем развивающем центре «Летиция» можно записаться на консультации и получить конструктивные рекомендации опытных психологов по любым вопросам воспитания детей и возникающим проблемам в их развитии. Не откладывайте решение вопроса «на завтра» - чем быстрее вы разберетесь в ситуации, тем легче будет из нее выйти с наименьшими потерями.