И.А. Галкина (кандидат психологических наук)
Все мы хотим, чтобы наши дети успешно развивались: вовремя пошли и заговорили, умело выражали чувства и эмоции, легко находили друзей, схватывали на лету новые знания и хорошо учились в школе. Для этого очень важно гармоничное развитие мозга ребёнка. Межполушарное взаимодействие – это способность обоих полушарий головного мозга работать вместе, совмещая свои уникальные функции. Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, логику, язык и математические навыки, в то время как правое полушарие отвечает за интуицию, креативность, пространственное восприятие и эмоции.
Для развития межполушарного взаимодействия существует несколько методов и техник. Одним из способов является использование нейротренажеров, играя с которыми ребенок автоматически и незаметно даже для себя включает работу обоих полушарий. Нейротренажеры — это игровое оборудование, улучшающее работу мозга через воздействие на тело. Нейротренажеры особенно показаны детям 4-10 лет, так как именно в дошкольный и младший школьный период идёт активное формирование мозговых структур и развивается интеллект.
Занятия с нейротренажерами усиливают кровоснабжение мозга, улучшают его пластичность и создают новые нейронные связи между полушариями.
Нейротренажеры способствуют:
- развитию межполушарного взаимодействия,
- мозжечковой стимуляции,
- развитию сенсорных систем,
- расширению поля зрения,
- снятию эмоционального напряжения.
Нейротренажеры особенно необходимы малышу, если он:
- плохо усваивает новые знания, имеет трудности с запоминанием;
- быстро утомляется, ему сложно концентрироваться;
- не видит ошибок в письме, пропускает буквы при чтении;
- неуклюжий, постоянно обо всё ударяется;
- плохо контролирует возбуждение, эмоционально нестабилен.
Логопеды, психологи-дефектологи, кинезиологи также используют в своей работе нейротренажеры. Они помогают специалистам преодолевать функциональную незрелость мозга у ребёнка и корректировать нарушения психоречевого развития.
Специалисты рекомендуют нейротренажеры детям, если есть:
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- задержки речевого, психического и психоречевого развития (ЗРР, ЗПР, ЗПРР);
- дислексия и дисграфия;
- минимальная мозговая функция (ММД);
- расстройства аутического спектра (РАС);
- логоневроз(заикание).
Также нейротренажеры применяют для реабилитации взрослых, у которых в результате травм были нарушены высшие мозговые функции: речь, память, мышление, координация тела в пространстве, крупная и мелкая моторика.
Нейротренажеры обеспечивают:
- гармоничное развитие ребенка,
- стимуляцию мозжечка и отдельных участков коры мозга,
- улучшение памяти, внимания, усидчивости,
- способность к межполушарному взаимодействию,
- тренировку вестибулярного аппарата,
- развитие сенсорного восприятия.
Главное — все эти задачи решаются ненавязчиво, в игровой форме. Ребенок даже не понимает, что занимается или тренируется, и это способствует еще и снятию психоэмоционального напряжения.
Существуют различные типы нейротренажеров:
- Задачи на переключение внимания. Обычно они представляют собой игровые задания, в которых необходимо быстро и точно переключаться между различными видами задач – например, распознавать образы, считать числа или заполнять пропущенные буквы в словах. Отличным примером такого типа нейротренажера являются таблицы Шульте, методика «Динамические точки», а также простая работа с вписыванием пропущенных букв в словарных словах. Это тренирует работу обоих полушарий и способствует развитию межполушарного взаимодействия.
- Тренировки на улучшение памяти. Задачи такого рода помогают активировать оба полушария для запоминания и восстановления информации. Например, можно использовать задания по памяти на цвета или формы, где необходимо запомнить последовательность определенных цветов или фигур.
- Деревянные нейротренажеры (доски). Игра с тренажером развивает межполушарное взаимодействие, а также стимулирует работу мозжечка. Такая нейроигрушка для развития представляет собой деревянную дощечку, на которой вырезан лабиринт в виде спирали или квадрата. Задача играющего: балансируя доской, прокатить шарик из одного края лабиринта в другой. А выполнить это упражнение можно только при синхронной работе обоих полушарий.
- Балансир. Он представляет собой специальную неустойчивую площадку, на которой нужно удержаться с помощью координации и умения балансировать. Такой тип нейротренажеров может стать веселой игрой для всей семьи.
- Составление рядов, карт, списков. Данный тип нейротренажеров предлагает развитие межполушарного взаимодействия через создание ассоциативных карт (mind maps) или решение кроссвордов, головоломок.
Каждый из тренажеров самостоятелен, но может быть использован параллельно вместе с другими нейротренажерами. При выборе набора можно ориентироваться на собственные пожелания и рекомендации педагогов или медиков. Противопоказаний у таких тренировок нет — главное, чтобы ребенку нравились занятия.
Важно отметить, что использование нейротренажеров должно быть регулярным и систематическим, тогда оно становится целесообразным. Как и в случае с другими тренировками, для достижения желаемых результатов необходимо уделять им время и усилия. Рекомендуется проводить тренировки несколько раз в неделю, по 20-30 минут. Нейротренажер — учебно-развивающее оборудование, стимулирующее работу мозга через мышечную активность. Ребенку совершенно не обязательно знать, что настольная забава или набор для веселой активной игры на полу на самом деле является инструментом обучения и развития. Он просто играет — сам, с родителями или друзьями. Большинство таких развлечений рассчитаны на длительный срок использования, то есть имеют уровни сложности — на основе одного и того же набора можно давать задачи для только начавшего ходить малыша и уже готового пойти в школу подросшего ребенка.
В разработке нейротренажеров принимают участие медики, психоневрологи, педагоги. Они составляют перечень рекомендаций по проведению занятий. Стать соавтором методички могут и родители ребенка — учитывая уровень текущего освоения, они могут предлагать свои задания, как более простые, так и усложненные. Раннее развитие в этом процессе играет первостепенную роль, так как именно пластичный мозг малыша может справиться с такими задачами, которые не под силу взрослому человеку, а природой заложенная способность учиться и развиваться позволит закрепить полученные навыки.
Занятия на нейротренажерах полезны для всех детей. Для них это весёлый и увлекательный процесс, когда они могут соревноваться в ловкости и умениях. И одновременно идёт развитие их физических и умственных навыков. Кроме нейротренажеров, существуют и другие способы развития межполушарного взаимодействия. Например, можно заниматься танцами или играть на музыкальном инструменте – это активизирует работу обоих полушарий головного мозга одновременно. Также полезными являются задачи на переключение доминантной руки при выполнении привычных действий – например, чистить зубы левой рукой или писать каллиграфию правой рукой.
Занятия с нейротренажерами, конечно, возможны и дома. Но занятия на нейротренажерах с опытными специалистами, гарантировано, более эффективны. В нашем развивающем детском центре «Летиция» имеется большой набор нейротренажеров и специальных упражнений, которые наши высококвалифицированные психологи используют практически на всех развивающих психологических занятиях с детьми разного возраста. В случае каких-либо проблем в развитии ребенка психологом проводятся специальные индивидуальные занятия по индивидуально разработанной программе с включением большего количества и разнообразия нейротренажеров. Но главное здесь, это не упустить время и использовать синзитивный период (дошкольный и младший школьный возраст) для развития межполушарного взаимодействия у детей.