И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

Часть 1. Виды игр и их содержание


В шесть-семь лет дети идут в первый класс или готовятся к этому серьезному этапу своей жизни. В этом возрасте у ребёнка активно развивается интеллект и эмоциональные навыки: он уже хорошо говорит, принимает достаточно осознанные решения, может оценивать свои действия и действия других. Однако доминирующей деятельностью для него все еще остается игра, которая является замечательным методом обучения и развития. К сожалению, современные дети всё чаще выбирают гаджеты, а не реальное общение. Но для ребенка 6-7 лет совместное времяпрепровождение с родителями и другими детьми очень важно: он чувствует, что его любят, им интересуются, хотят проводить с ним время. Родители же в ходе игры могут многое узнать о своем малыше, его мыслях и переживаниях. Кроме того, гораздо проще обучить ребенка чему-то новому, преподнося информацию в игровой форме. Существует много видов игр, перечислим здесь основные.

 

Игры для развития когнитивных способностей и обучения

 

Что не верно?
Игра, которая развивает внимательность, логическое мышление, память и слуховое восприятие. Правила довольно просты: ведущий дважды зачитывает стихотворение, а потом дети должны вспомнить, что в нем неверно: «Это верно или нет: Что как сажа черен снег, cахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел? Что летать умеет рак, а медведь – плясать гапак? Что растут на вербе груши, что киты живут на суше? Что с зари и до зари сосны валят косари? Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд. А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?» Можно также самим придумывать подобные тексты в рифму или в прозе.

Что я положу в портфель
Реквизит: портфель, разные вещи, часть из которых относится к учебному процессу, а часть – нет. Из разложенных предметов ребенку нужно выбрать, какие нужны для обучения в школе, а какие – нет. Школьные принадлежности нужно отправить в рюкзак и при этом рассказать, что же школьник будет делать с той или иной вещью. Можно играть в аналогичные развивающие игры, но на тему больницы, похода, отдыха на море, необитаемого острова. Такие игры воспитывают аккуратность, организованность, развивают мышление.

 

Логические игры

Игры для развития логического мышления, как правило, спокойные, а не подвижные.

Угадай, чей дом
Реквизит: игрушки или изображения зайца, лисы и медведя, три домика разных цветов, размеров и с определенными отличительными особенностями. Ведущий зачитывает детям задания, которые помогут определить, кто из зверей в каком доме живет: «Дом зайца не желтый и не синий, а дом медведя – не синий и не белый. Какого цвета домики у зверей?». «Каждую зиму медведь заготавливал дрова. Каждую весну лиса собирала красивые полевые цветы. Каждое лето заяц заготавливал съестные припасы. Найдите домики животных по этим подсказкам» (у медведя дом с печной трубой, у лисы на окне стоит ваза с букетом, а у зайца перед крыльцом разбит огород).

Рассели птиц по гнездам
Реквизит: изображения птиц и три гнезда (нарисованных или игрушечных). Задача ребенка – определенным образом расселить птиц. Птицы бывают домашними, дикими и перелетными. В одно гнездо попросите переселить всех домашних птиц, в другое – всех птиц с белым оперением, в третье – водоплавающих и т. д. Какие пернатые остались без домика? Кто из птиц мог поселиться сразу в двух гнездах?

Клумба
Возьмите цветной картон и вырежьте три цветка — синий, жёлтый и розовый. Затем вырежьте три клумбы разной формы в виде треугольника, круга и квадрата. Задача ребёнка — правильно расположить цветы на клумбах по правилам: например, синий цветок растёт не на круглой и не на квадратной клумбе. Жёлтый растёт не на треугольной и не на квадратной клумбе.

 

Познавательные игры

Дошкольников и первоклашек интересует буквально всё: от природных явлений до животного мира. Детям 6 лет понравятся игры про динозавров, космос, окружающий мир, времена года, жителей океана и прочее.

Архимед
Предложите ребенку придумать ответ на какую-нибудь загадку, над которой уже давно размышляет все человечество. Например, «Почему вымерли динозавры и как этого можно было избежать?», «Почему люди живут только на Земле? Что нужно сделать, чтобы заселить другие планеты?», «Как распознать инопланетянина?», «Как сделать из мухи слона?», «Как выучить язык животных?» и другие. Ведущий задает подобные вопросы, а как только кто-то из участников придумывает ответ, он кричит «Эврика!» – и отвечает.

Времена года
Реквизит: игровое поле, разделенное на четыре сектора по временам года, карточки с изображениями характерных явлений (цветы, снег, зеленый луг, желтые листья и прочее), отдельные карточки для каждого времени года. Игра может проходить в несколько этапов. Например, детям требуется разделить карточки по соответствующим секторам и объяснить, почему они сделали именно такой выбор. Далее ведущий называет месяц, ребенок поднимает карточку того сезона, к которому названный месяц относится. Можно также включать звуки, характерные для каждого времени года (шум ветра, новогодние мотивы, весенняя капель, жужжание насекомых).

 

Математические игры

Математические задания крайне важны для первоклассников, так как помогают лучше усвоить школьный материал, научиться считать в пределах ста, проводить несложные операции на сложение и вычитание.

Почтальон
Реквизит: три домика или почтовых ящика, на каждом из которых написана своя цифра, письма (на каждом письме указан пример). Ребенок попробует себя в роли почтальона, которому нужно доставить письма адресатам. Но, чтобы узнать, в какой почтовый ящик нужно опустить письмо, почтальону потребуется решить примеры. Например, 5 + 2 = 7, значит, следует выбрать ящик или домик под номером 7.

Посчитай и зачеркни
Реквизит: карточки, ручка. Ребенок получает карточки с рисунками: дерево с тремя яблоками, полянка с четырьмя цветками, аквариум с одной рыбкой и т. д. Ведущий зачитывает задания: «На дереве два яблока, одно отнимите», «В аквариуме одна рыбка, добавьте еще две». Ребенку также следует объяснить, почему могло измениться количество указанных предметов: яблоко могло упасть или его сорвали, двух рыбок могли купить в зоомагазине.

 

Логопедические игры

Не все шестилетки могут похвастаться чистой речью. В этом возрасте многие дети еще не выговаривают некоторые звуки: в одном случае тому виной недостающие молочные зубы, в другом – анатомические проблемы, в третьем – психологические особенности. Какой бы ни была причина, нужно как можно быстрее ее устранить. Речь напрямую связана с мышлением: чем правильнее ребенок говорит, тем проще ему формировать свои мысли, делать логические выводы, при скудном лексиконе ребенку сложно оформить свои мысли в слова. Если проблемы с речью явные и серьезные, то, конечно, нужно обратиться к логопеду. Но незначительные дефекты родители могут исправить самостоятельно, с помощью простых логопедических игр.

Угадай, что в мешке
Реквизит: мешочек, много маленьких игрушек, например из «Киндера», и мелких предметов. Словесные игры могут быть направлены не только на коррекцию, но и на развитие речи. Эта забава относится именно к таким. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает один предмет и старается как можно точнее его описать. Есть два варианта: либо отгадывает родитель/второй игрок, либо сам ребенок. Эта игра хороша еще и тем, что развивает мелкую моторику.

Топни-хлопни
Фонематические игры направлены на развитие звукового восприятия и анализ устной речи. Игра «Топни-хлопни» учит детей распознавать определенные звуки во время говорения. Ведущий задает звук или слог, после чего начинает читать стихотворение или рассказ. Ребенок должен топать каждый раз, когда слышит нужный звук или слог. Таким способом также можно учить пары «глухие и звонкие», «твердые и мягкие». Например, хлопать на глухой звук, топать – на звонкий и т. п.

«Много слов»
Реквизит: сюжетные картинки (например, лесной пейзаж, ферма, город и прочее). Ведущий показывает ребенку картинку и предлагает найти на ней как можно больше предметов на заданную букву или придумать, какие предметы и животные могут здесь находиться. Сначала дети называют предметы, которые начинаются с заданной буквы, затем – слова, где указанная буква находится в середине слова, и в конце нужно придумать слова с загаданной буквой в конце. Третий этап игры заключается в том, что ведущий убирает картинку и просит ребенка повторить как можно больше названных слов по памяти.

 

Игры на внимание

Именно способность концентрировать внимание помогает ребенку разбираться в огромном количестве информации, анализировать окружающий мир.

Найди отличия
Реквизиты: карточки с картинками, на которых нужно найти отличия. Существует много разновидностей этой игры, но суть у них одна – ребенку показывают две картинки, которые на первый взгляд кажутся одинаковыми. Однако на них есть некоторые отличия. Ребенку нужно найти и отметить недостающие детали. На карточках могут быть изображены не картинки, а символы и геометрические фигуры, написаны слова и цифры.

Что изменилось
Реквизит: игрушка, различные аксессуары. Ребенку предлагают внимательно рассмотреть игрушку, после чего его просят закрыть глаза или отвернуться. Ведущий меняет что-то в игрушке (надевает на нее шляпу или завязывает шарф, цепляет значок или заколку, меняет положение конечностей и т. д.). Ребенок должен сказать, что изменилось.

 

Ролевые игры

Сюжетные игры крайне важны для формирования личности дошкольника. Во время ролевых игр ребенок расширяет познания о профессиональной деятельности взрослых, межличностных отношениях в социуме, учится общаться, решать конфликтные ситуации, оценивать те или иные поступки.

Поход
Реквизит: рюкзак, плед, палатка, фонарик и другие походные атрибуты. Предложите ребенку отправиться в настоящий поход. Играть можно как на улице (в парке и даже на детской площадке), так и в квартире. Эта игра отлично покажет и расскажет ребенку, как ориентироваться в лесу, разжигать костер, готовить еду на костре и прочие походные хитрости. Во время игры можно также научить ребенка «кричалкам» и «речевкам».
Вот несколько таких «кричалок», которые нравятся детям: – Кто шагает с рюкзаком? – Мы – туристы! – Кто со скукой не знаком? – Мы – туристы! – Нас вперед ведут дороги! Наш девиз: – Всегда вперед! – Эй, ребята, тверже шаг! Что турист берет в дорогу? – Песню, ложку и рюкзак! – Кто отстал? – Не отставай! – Кто устал? – Не унывай! – Кто идти захочет с нами – нашу песню запевай! «На берегу» На бе-ре-гу Боль-шой ре-ки Пче-ла ужа-ли-ла Медведя пря-мо в нос, Ой-ей-е-ей! Взревел медведь, Сел на пчелу и начал петь:…
Далее можно спеть «песню-повторяшку»: А меня укусил гиппопотам! И от страха я на веточку залез! И сижу я здесь, а ноги мои там! А меня укусил гиппопотам!

Стройка
Реквизит: игрушки, «стройматериалы» (лего, магнитные конструкторы и прочие детали), строительный транспорт (грузовики, экскаваторы, подъемные краны). В начале игры нужно решить, кто из игрушек будет прорабом, кто заказчиком, а кто строителями. В ходе игры важно не только построить дом/магазин/башню или другое сооружение, но и создавать различные конфликтные ситуации. Например, ленивый строитель не хочет работать и подводит всю команду, а другим нужно как-то уговорить его приняться за дело.

Супергерой
Предложите ребенку выбрать себе образ супергероя. Это может быть Бэтмен, Человек-паук или любой другой известный герой, но куда интереснее будет придумать супергероя самому. Ведущий, родитель или другой участник выступает в роли злодея. Моделируется ситуация: например, злодей хочет взорвать город, он уже даже припрятал бомбы в общественных местах, но супергерой должен его остановить и спасти мирных жителей.


Во все эти игры, конечно, можно и нужно играть дома самим, с родителями. Но когда их организуют для детей опытные специалисты - педагоги и психологи, эффект от занятий будет более быстрым и выраженным. В нашем детском психолого-педагогическом центре «Летиция» практически на всех развивающих психологических занятиях специалисты используют те или иные игры для развития всех составляющих психического и психологического развития детей. И, конечно, на таких занятиях хорошо развиваются коммуникативные способности детей. Записывайтесь и приходите на занятия к нам в «Летицию»! Мы вас всегда ждем!