И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Игры для старших дошкольников дома и на улице


В старшем дошкольном возрасте дети вместе с родителями готовятся к серьезному жизненному этапу – поступлению в школу. У детей активно развиваются все когнитивные процессы – память, внимание, мышление. Но ведущей деятельностью для них все еще остается игра. К сожалению, современные дети всё чаще выбирают игры на телефонах, планшетах, компьютерах, приставках, а не реальное игровое общение с родителями и сверстниками. Но для старших дошкольников игровое общение с родителями и другими детьми очень важно для их эмоционального развития, так как они чувствуют, что их любят и ими интересуются. Для родителей игровое общение тоже очень полезно – они в ходе игры могут обучить детей чему-то новому, преподнося информацию в игровой форме, а также многое узнать о своих детях, их мыслях и переживаниях. Существует много различных игр. В первой части нашей статьи, которая была опубликована в июне, мы рассмотрели основные виды игр для детей старшего дошкольного возраста. Здесь же мы рассмотрим малоизвестные, но интересные игры, в которые можно играть дома и на улице, пока погода еще хорошая! Конечно, в эти игры можно играть с детьми и в младшем школьном возрасте. И для них это будет прекрасным отдыхом и сменой деятельности – учебы в школе, к которой они сейчас постепенно адаптируются после летних каникул.

 

Игры дома

Как правило, для домашних игр не требуется особой подготовки и специального инвентаря – реквизитом служат обычные бытовые предметы и игрушки. Приведем примеры игр:

«Пиццайоло»
Реквизит: две картонные круглые заготовки для будущей пиццы, цветные карандаши, ножницы, цветная бумага или альбом.
Родитель и ребенок будут соревноваться, кто быстрее приготовит пиццу. Для начала нужно подготовить «ингредиенты». На листе бумаги рисуем сыр, колбасу, помидоры и другие продукты, которые вы хотите добавить в свое блюдо. Можно вырезать их из цветной бумаги. Все ингредиенты рисуются и вырезаются в двух экземплярах, их должно быть равное количество. На две табуретки кладутся заготовки для будущих пицц, а все ингредиенты раскладываются в дальнем углу или вообще в другой комнате. По сигналу начинается игра: участники бегут к ингредиентам, берут одну деталь, возвращаются обратно, кладут ее на пиццу – и так до тех пор, пока она не будет готова. Побеждает тот, кто быстрее закончит свое блюдо. Сегодня в магазинах можно найти готовый игрушечный набор для пиццы, где продукты лепятся на фетровую заготовку с помощью липучек. Можно также готовить не пиццу, а, например, торт или суп.

 

«Кукла»
Надо представить, что ребенок – это сдувшаяся кукла. Он, полностью расслабленный, сидит на стуле, руки свисают вдоль туловища. Родитель – насос – приставляет палец одной руки к кукле, а второй – к своему рту, и начинает надувать куклу. Можно издавать при этом соответствующий звук «пш-пш-пш». При этом ребенок начинает «надуваться». Вдруг насос отсоединяется – и кукла снова сдувается, а может, даже начинает «летать» по квартире, как сдувающийся воздушный шарик… Эта веселая игра учит ребенка чувствовать свое тело, расслаблять и напрягать отдельные его части.

 

«Когда я был…»
Предложите ребенку продолжить ваши фразы: когда я был маленьким, как муравей… когда я был гибким, как акробат… когда я был мохнатым, как медведь… когда я был голодным, как стая волков… Таким способом вместе с ребенком можно придумать целую сказочную историю, записать ее и дополнить совместно созданными иллюстрациями. Это развлечение отлично развивает воображение и фантазию.

 

«Зеркало»
Ребенок играет роль зеркала и должен в точности повторять все движения за ведущим. Задача ведущего – заставить свое «отражение» засмеяться. Если ведущему удается рассмешить ребенка, то игроки меняются ролями.

 

«Бег с препятствиями»
Реквизит: «препятствия», длинная лента. На беговом маршруте устанавливаются препятствия. Некоторые нужно оббегать, некоторые – перепрыгивать, а под некоторыми – проползать. Препятствиями могут служить обычные игрушки и стулья. Особо креативные родители могут комментировать маршрут: «Осторожнее! Справа огненная лава, смотри не свались в самое жерло вулкана!», «Прямо по курсу каменный грот, тебе нужно проползти под сталактитами, но делай это медленно и аккуратно, чтобы не было обвала», «Впереди показалось болото, преодолей его, прыгая по кочкам!» и т. д. Лента нужна для того, чтобы обозначить финиш, как это делают на спортивных марафонах.
Тем, кто предпочитает спокойные игры, можно также поиграть в «Города», «Морской бой», «Крестики-нолики» или заняться аппликацией, лепкой из пластилина, рисованием. Если жилплощадь позволяет, то доступны также подвижные игры, например бой подушками или футбол с мягким мячом.

 

Игры на улице


На улице, как правило, дети выплескивают свою энергию, бегают, прыгают, лазают по лестницам. Детские игры в дошкольном возрасте – активные и веселые. Но задача таких игр – не только повеселиться и размяться, но и развивать выносливость, ловкость и координацию движений ребенка.

«Хищники и травоядные»
Выбирается хищник. Рисуется большой круг. Хищник по очереди ловит травоядных, пойманных игроков помещают в нарисованный круг. Игрок может выйти из круга только в том случае, если свободный травоядный до него дотронется. То есть задача хищника – не только поймать всех травоядных, но и не подпускать их близко к кругу.

 

«Тише едешь – дальше будешь»
Все игроки выстраиваются в одну линию на старте. На финише стоит ведущий. Когда ведущий начинает говорить фразу «Тише едешь – дальше будешь», игроки срываются с места и стараются добежать до финиша, пока звучат слова. Как только ведущий замолкает, все игроки должны замереть. Тот, кто пошевелится, выбывает из игры. Побеждает тот, кто добежит до старта.

 


Есть еще много самых разнообразных игр для детей дошкольного возраста, как дома, так и на улице (их виды можно посмотреть в первой части нашей статьи). Здесь мы перечислили только не очень известные, но интересные игры для детей. В нашем детском развивающем центре «Летиция» педагоги и психологи обязательно включают в свои занятия самые разнообразные игры для детей. Это необходимо, так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. Записывайтесь на сайте mos.ru и приходите на занятия в наш замечательный развивающий центр «Летиция»!