И.А. Галкина (кандидат психологических наук)
Чем старше становится ребёнок, тем чаще он оказывается предоставлен самому себе, а вероятность попасть в опасные ситуации возрастает. Иногда детям в голову приходят странные вещи. Они могут лизнуть железную трубу на площадке в лютый мороз, сократить дорогу в школу через заброшенную стройку или попробовать жевательный табак за компанию. Перед родителями встаёт непростая задача — научить ребенка думать и действовать адекватно в различных экстремальных и опасных ситуациях. Для этого есть ряд правил и рекомендаций, с которыми мы предлагаем ознакомиться родителям.
Не запугивать ребёнка
Не стоит рассказывать детям страшные истории про «злого кощея» или о том, как «одного мальчика украли в лесу». Страх заставит ребёнка тревожиться, сильно ограничивать себя в действиях и пытаться всё держать под контролем, но не даст конкретного понимания того, как можно предотвратить опасность или правильно повести себя в критической ситуации. Лучше объяснить ребёнку то, что мир разный, в нём есть добро и зло, их не всегда просто отличить. С виду добрый дядя, предлагающий конфетку, может оказаться бандитом, а мальчик, с которым подрались во дворе, может потом стать и лучшим другом. Такие беседы как минимум помогут ребёнку стать более бдительным и здравомыслящим.
Научить ребёнка просить о помощи
Важно рассказать детям заранее, к кому обращаться за помощью в детском саду, школе, на внеурочных занятиях, в метро, на улице и научить ребёнка искать персонал в форме — полицейских, пожарных, врачей, сотрудников магазинов и аэропортов. Это можно организовать как интересную шпионскую игру, что разовьёт внимательность детей.
Повесить рядом на видно месте дома номера телефонов для связи
Нужно, чтобы ребёнок знал телефоны мамы и папы, соседей, других близких родственников, телефоны экстренных служб. Этот список можно повесить рядом с входной дверью и продублировать в других местах дома, к примеру, под стеклом письменного стола, в туалете. В случае опасности оператору экстренной службы ребёнок должен сообщить свои имя и фамилию, адрес проживания (нахождения), кто есть рядом из взрослых, что случилось. Важно, чтобы знание этой информации было доведено до автоматизма.
Укреплять физические возможности ребёнка
Хорошая физическая подготовка — умение быстро бегать, ловко лазить, хорошо прыгать и так далее — действительно, может спасти жизнь. При этом еще и важно знать, когда и как правильно следует поступать. Ведь в некоторых ситуациях важно бежать (например, если бьют или начался пожар), а в других важно стоять на одном месте (например, когда потерялся или нападают собаки).
Сделать изучение правил интересным
Часто дети хорошо знают, как поступать нельзя, но совсем не понимают, как нужно. Чтобы ребёнок, оказавшись в опасной ситуации, не растерялся, он должен знать совершенно чёткие правила. Формулируя их, делайте акцент на конкретных действиях. Дошкольникам больше запомнится игровая форма. Например, ролевая игра в пожарных, полицейских и так далее. С детьми шести-семи лет и в саду, и в школе, и дома можно вместе прочитать книги психолога Людмилы Петрановской «Что делать если» и «Что делать если-2» или посмотреть мультфильмы о правилах безопасности. «Уроки тётушки Совы», «Вера и Анфиса тушат пожар», «Кто виноват» и другие. С детьми старше 10 лет можно инсценировать опасные ситуации, а затем их разбирать.
Далее опишем ряд ситуаций, при которых ребенок должен запомнить правила поведения и четко им следовать.
Знать, как вести себя при пожаре
Что бы ни происходило, важно идти к выходу. Заходя в любое здание, обращайте внимание ребёнка, как найти выход, где висят планы эвакуации, как в них сориентироваться. Объясните ребенку, что смоченная водой ткань (полотенце, подол рубахи, носовой платок) поможет дышать, чтобы не отравиться едким дымом, если начался пожар; что при задымлении лучше идти на корточках или ползти по полу, так как внизу дыма меньше; что при пожаре нужно оставить на месте тяжелые большие вещи, взяв только самое необходимое (документы, деньги, телефон, подзарядки, бутылочку с водой…), и спускаться вниз обязательно по лестнице.
Знать, как вести себя при угрозе от незнакомцев
Многочисленные ролики с экспериментами, когда чужой взрослый уводит с площадки ребёнка, очень пугают родителей. Детьми же движет интерес и любопытство. Важно научить своего ребёнка обязательно предупреждать родителей, куда и с кем он собирается пойти. Хорошим навыком будет умение ребёнка говорить «нет». Расскажите своему ребёнку о тех моментах, которые должны насторожить в поведении незнакомых взрослых — предлагают уйти из людного места, сильно уговаривают. Если на улице или по телефону к ребенку обращается незнакомец и представляется другом папы или мамы, приглашает куда-то поехать, ребенок должен знать — это обман. Мама и папа не будут передавать свои просьбы через кого-то. Но на всякий случай придумайте запоминающееся кодовое слово, если незнакомец его не скажет, он точно действует не по просьбе родителей. Также нельзя идти со взрослым, если тот предлагает посмотреть котят или угостить конфетами и т.п.
Знать, как себя вести при поломке лифта
Покажите ребёнку, как связаться с диспетчером при аварии. Объясните, что баловаться, прыгать и звонить ради шутки нельзя, поскольку, когда случится авария, диспетчер может не отреагировать на просьбу о помощи. Если помощь задерживается, то нужно снять с себя верхнюю одежду, в кабине лифта быстро становится жарко и душно. Скажите, что одежду надо положить на пол и что вы за это не будете его ругать, затем сесть на пол. Так ребёнок, ожидая помощи, сэкономит силы и будет в безопасности, если лифт начнёт двигаться.
Как вести себя при нападении собак
Нападения диких собак на детей не редкость. Чтобы снизить риски, научите ребёнка выбирать маршрут по улицам, минуя гаражи, пустыри, заброшенные стройки. Подскажите ребёнку, что если его окружили собаки, важно остановиться и замереть. Лающая собака предупреждает, что не рада видеть чужака на той территории, которую считает своей. Нельзя убегать и поворачиваться к ней спиной. Все движения должны быть плавными и медленными. Об укусе важно сообщить взрослым.
Как реагировать на травлю
Коллективу противостоять всегда сложно. Особенно когда учителя не видят проблемы («Подразнят и перестанут!»). Если сразу несколько одноклассников обзываются, бьют, оскорбляют — это травля, и о ней надо сказать взрослым. А вот молча терпеть, бояться шантажа и справляться с этой проблемой самостоятельно точно не стоит..
Что делать при нападении
Некоторых детей страх парализует. Предупредите, что в случае опасности можно и нужно громко кричать. Волонтеры, обучающие правилам безопасности, предлагают кричать такую фразу «Я вас не знаю». Так больше шансов быть услышанным и спастись.
Какой дорогой ходить в школу
Иногда сократить путь можно через пустырь, помойку, гаражи, другие тихие и опасные места. Ребенок должен понимать: его жизнь — это самое ценное, а ходить по безлюдным местам - это риск, который угрожает жизни и которого нужно избегать.
Что надо знать о своем здоровье
Дети-аллергики обычно с раннего детства осознают опасность некоторых продуктов, то же можно сказать про детей, страдающих астмой или диабетом. Тем не менее, накануне школы поговорите об этом еще раз. Если ребенок не запоминает названия запрещенного лекарства или еды, положите ему с собой памятку. Кроме особенностей здоровья, выучите с ребенком и его группу крови.
Как уберечься от клещей
Клещи опасны в теплое время года, особенно в мае-июне. Коварное насекомое заползает в укромное место на теле, а его укус может не чесаться и никак себя не выдавать. Панамка и максимально закрытая одежда в лесу и парке — действенная защита против клещей. Если ребенок все-таки обнаружил клеща на теле, надо срочно обратиться к врачу, а не вынимать его самостоятельно.
Как вести себя в лесу
Если собираетесь в лес, одевайте ребенка в яркую и теплую одежду, непромокаемую обувь и повесьте на шею свисток. Он должен знать: если потерялся, надо свистеть и стоять на месте, а на шум отвечать шумом. Не стоит забираться на дерево, чтобы с высоты увидеть свой дом. Шансов на это мало, а вот травму получить легко. И ни в коем случае нельзя пробовать незнакомые ягоды, трогать руками грибы, насекомых.
Мы рассказали об основных правилах поведения в опасных ситуациях. В нашем детском развивающем центре «Летиция» на занятиях психологи и педагоги в игровой форме знакомят детей с некоторыми правилами безопасности в разных опасных и экстремальных ситуациях. Усвоение таких знаний именно в игровой образной форме проходит легко, а полученные знания остаются в памяти детей надолго.