И.А. Галкина (кандидат психологических наук)
До второй половины 20 века из-за стереотипов общества, согласно которым уход за ребенком и его воспитание являются женскими обязанностями, исследования детско-родительских отношений рассматривали преимущественно отношения «мать-ребенок». Только начиная с 1970-х годов, роль отца стала предметом изучения психологии, хотя отцовская фигура в жизни ребенка важна не меньше, чем материнская, а поведение и отношение отца к своему ребенку влияет на многие аспекты развития личности. Перечислим основные из них:
ГРАНИЦЫ
Традиционно считается, что тема границ — мужская. Расширять территорию, защищать внешние границы от врагов, устанавливать правила и законы, различать свое и чужое. Не случайно отцовская энергия связана с ощущением защиты, которое в том числе дают границы. Границы, поставленные мамой, обычно проверяются, поставленные папой — оспариваются намного реже. Тема границ чрезвычайно важна не только сама по себе, но и в контексте других тем — уверенности, самоидентификации, отношений с близкими и социумом и т. д. Люди, у которых папа выставлял адекватные запрещающие и разрешающие границы, хорошо понимают, что можно позволять делать другим по отношению к себе, а что недопустимо. Как следствие — они хорошо чувствуют и уважают границы других, умеют спокойно заявлять о своих границах и, если необходимо, настаивать на их соблюдении. Люди, которые не получили от отца в детстве такого опыта, в своих взрослых отношениях либо чрезмерно сливаются с партнером, либо чрезмерно дистанцируются. В конфликте интересов — либо чрезмерно поступаются своими, либо недопустимо ведут себя по отношению к другим. Либо остаются в разрушительных отношениях, либо рвут контакт там, где возможно договариваться и сотрудничать. И причина всего одна — недостаточное ощущение собственных границ.
Если мама оберегает ребенка, стремится максимально обезопасить его, то папа — проводник всего нового. Границы — это не только запреты, как многие превратно понимают, но и разрешение. Главное условие — делать это в рамках безопасности. Значение разрешающих посланий от отца очень важно: в литературе по воспитанию не случайно утверждается, что сочетание запретов и разрешений должно быть, по крайней мере, в соотношении 1:3, то есть один запрет на три разрешения.
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ И ЗАКОНОВ
Если мамина задача — в любви и принятии, то роль папы - установить правила и нормы поведения. Маме гораздо проще говорить об этом, опираясь на силу и авторитет отца. Именно такое разделение функций между мамой и папой вызывает у ребенка ощущение, что все правильно: мама любит и не отвергает, папа учит и обеспечивает безопасность. Ведь границы (в данном случае правила) — это еще и опора, возможность почувствовать себя устойчиво, защищено.
САМООТНОШЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ СЕБЯ
Идентичностью называют то, как человек отвечает сам себе на вопрос «кто я?» и все вопросы, связанные с этим понятием: «кем и каким я себя считаю, чувствую, представляю?», «как я проявляюсь вовне?». Все это важно для самоощущения человека в мире, его самопредъявления и самореализации. Первое представление о себе ребенок получает от мамы и папы. Причем если от мамы требуется максимально возможное принятие, то от папы скорее оценка, одобрение того, какие мы есть.
ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ОТНОШЕНИЯ
Важна роль отца в таком аспекте воспитания ребенка, как его половая самоидентификация. Мальчики, глядя на отца, формируют определенную поведенческую модель. Девочкам общение с папой помогает идентифицировать себя в качестве женщин. Причем соответствие реальных качеств отца бытующим в социуме представлениям о мужественности не является важным: намного более значима близость отца с детьми. Первый опыт значимых отношений ребенок получает в родительской семье и вместе с ним — сценарий отношений между родителями как образец мужско-женских отношений. Если отец испытывает безусловное восхищение и гордость по отношению к дочери (то есть только потому, что она — девочка, дочка, а не потому, что она что-то правильно или хорошо сделала), то, взрослея, женщина, скорее всего, не будет испытывать проблем с половой идентичностью и будет жить с внутренним ощущением, что она уникальная и прекрасная. Принятие или непринятие собственной женственности складывается из того, как мужчина относится и к своей дочке, и к ее матери — своей супруге.
В отличие от девочек, мальчику важно одобрение отцом его действий, умений и компетенции, достижений. «Я хочу быть как папа» — «я как папа» — «надо же, а в чем-то я лучше папы!» И, наконец, «я достоин своего отца!». Ролевое поведение в семье мужчины, как мужа и отца, — это ответы на вопросы «как папа вел себя с мамой?», «как он вел себя со мной, когда я был ребенком?», «как он проявлял себя как мужчина?». Эти аспекты связаны с поступками и стоящими за ними ценностями и убеждениями про женщину, семью и свою роль в ней. А также про то, как вести себя в критических ситуациях — конфликтах, неприятностях и неудачах, проблемах и кризисах.
ПРОЯВЛЕНИЕ СЕБЯ В МИРЕ И ИНИЦИАЦИЯ
Способность действовать, предъявлять себя, рисковать, творить новое, жить свою жизнь и идти своим путем, состоятельность как профессионала, родителя, супруга, а также взросление, прохождение жизненных кризисов, без которых немыслимо разворачивание нашего уникального жизненного потенциала, — все это про самореализацию и инициацию. Для младенца мама — это целый мир, в котором сам ребенок — вначале в утробе, а потом едва родившись — как часть, продолжение этого мира. Отношения мамы и ребенка изначально симбиотические. Задача взросления — сепарация, отделение от мамы. И далее — прохождение через ряд инициаций (любой возрастной кризис — это инициация), способствующих росту самостоятельности, ответственности и возможности человека влиять на этот мир, меняя его, а значит, реализуя свой потенциал. Помощь в сепарации и в прохождении возрастных инициаций оказывает ребенку именно отец. В семье с гармоничными взаимоотношениями на определенном этапе развития ребенка отец помогает ему максимально безболезненно «отделиться» от матери и выработать оптимальную дистанцию. Некоторые психологи даже рекомендуют именно отцам брать на себя инициативу в таких значимых с точки зрения взросления малыша и социализации мероприятиях, как «переселение» ребенка в свою кроватку, «знакомство» с садиком и т.д. Именно отец является своеобразным «проводником» ребенка во внешний мир, благодаря которому ребенок чувствует себя безопасно.
ПОСТАНОВКА И ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ
С отцовской фигурой связано все, что касается постановки и достижения целей: возможность определять свои собственные цели, опираясь на собственную индивидуальность и ценности; способность структурировать свою деятельность, разбивая цель на конкретные выполнимые задачи; способность к волевому усилию и отсрочке удовольствия ради достижения цели; способность переживать успех и гордиться своими победами, а также устойчивость перед неудачами и вера в собственные силы. Пример отца в этом очень важен для того, чтобы показать, как формулировать цель и идти к ней. Маму ребенок ощущает частью себя, а папа – это вестник мира. Так ощущает малыш в самом начале жизни, так будет и в дальнейшем – мама дает любовь, а папа открывает дорогу в мир. Именно папа поощряет активность детей в освоении мира, формировании и достижении целей. Но папа не только проводник, но и контролер. Любовь матери – безусловная и бесконечная, отцовская любовь требовательна, она возникает, условно выражаясь, как награда за социальную адаптацию и успехи ребенка.
СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ОТЦА
Семейной системой называется сообщество людей, объединенных родственными и супружескими связями и отношениями. У каждого человека есть свое место в семейной системе, своя очередность появления в ней и свои связи с остальными членами. Отцовские функции имеют большое значение для существования семейной системы, особенно для ребенка. Если свою принадлежность матери ребенок ощущает на физическом уровне еще с периода внутриутробного существования, то контакт с отцом принципиально отличается для ребенка: это изначально другой, отдельный человек, смутно знакомый и родной, но все равно отдельный. Он такой же важный, как мама, такой же близкий ребенку, как и она, более того — он образует с мамой пару, тем самым ставя под сомнение нужность ребенка в этих отношениях. Системообразующая роль отцовской фигуры заключается в том, как относится папа к ребенку.
Таким образом, роли и функции мамы и папы существенно отличаются друг от друга, и именно благодаря этому различию ребенок может гармонично развиваться и взрослеть.
Затронутая тема чрезвычайно важна в процессе становления личности ребенка. Если у вас возникают какие-то вопросы или проблемы, не откладывайте на потом, звоните в наш развивающий детский центр «Летиция» и наши опытные специалисты - психологи, психотерапевты – всегда готовы прийти к вам на помощь.