И.А. Галкина (кандидат психологических наук)


В соответствии с культурными традициями воспитания, педагогической позицией родителей и в зависимости от собственного детского опыта родители определяют модель своего поведения в общении с ребенком. Для того, чтобы привить детям определенные нормы и правила поведения, используется система требований. С помощью поощрений и наказаний, разрешений и запретов родители направляют поведение ребенка в определенное русло.


Главная цель наказания — помочь ребенку осознать свои неправильные поступки, понять их случившиеся и потенциальные последствия, и по возможности исправить.

У адекватного наказания имеется несколько важных задач, среди них:

  • исправление опасного либо нежелательного детского поведения;
  • контроль над определёнными прежде границами дозволенного;
  • поддержка родительского авторитета;
  • возмещение причинённого ребёнком ущерба;
  • предотвращение нежелательных поступков в будущем.


Воспитывать ребёнка без наказаний сложно, однако родители должны учитывать его возраст и тяжесть проступка. Специалисты советуют помнить важные правила воспитания детей, которые следует принимать во внимание при выборе наиболее эффективного и щадящего метода дисциплинарного воздействия.


При выборе наказания очень важно учитывать возраст детей. Как свидетельствует возрастная психология, малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей. Однако, несмотря на возрастные особенности, уже в жизни младенцев должны появляться строгие и чёткие запреты, которые не следует подкреплять телесными наказаниями. Например, ребёнку любого возраста должно быть запрещено бить маму или трогать пальчиками розетку.


Детей одного — двух лет также не стоит наказывать. В этом возрасте родителям лучше применять простое отвлечение, переводя внимание ребёнка на другой предмет или явление. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».


Примерно в три года ребёнок вступает в кризисный период, поэтому родители сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам. Отвлекать малыша не всегда получается, а наказанием выступают прекращение игры или отказ от приобретения требуемой игрушки.


С трёх до пяти лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры.


После шести —семи лет родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие.


Для подростка стоит выбирать совершенно другие методы наказания, поскольку тинейджеры крайне чувствительны к мнению окружающих, склонны к максимализму. Как пример – лишение привилегий или ограничение общения с приятелями.


Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно.


Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести проступка. Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома.


Перед наказанием всё же следует выявить мотив проступка, чтобы удостовериться, что столь серьёзное деяние было совершено злонамеренно, а не по незнанию, случайно или из благих пожеланий.


Не рекомендуется наказывать ребёнка:

  • за особенности возраста и физиологии: неумение ходить в горшок, гиперактивность, низкий уровень внимания, слабая память, проблемы с засыпанием;
  • за поведение, обусловленное болезнью: неврозами, психиатрическими заболеваниями;
  • за естественные эмоции: бунт трёхлеток, зависть к чужим вещам, ревностные проявления к брату или сестрёнке;
  • за неосторожные поступки: испачкался на улице, разлил чай на кухне.

 

Общие принципы «правильного» наказания

Ещё одна задача наказания – помочь детям разобраться в своих чувствах и в совершённом поступке, а также избежать повтора подобных ошибок в будущем.


Чтобы «возмездие» произвело необходимый положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила:

соблюдать последовательность
Наказание должно следовать за одни и те же поступки. Также не следует игнорировать детское непослушание, даже если вам некогда или вы не знаете, как вести себя в этом случае.

учитывать тяжесть проступка
Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. За плохое поведение (злостное или умышленное) должна последовать серьёзная реакция.

ограничивать длительность наказания
Важно сообщать продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением.

действуйте спокойно
Прежде всего, необходимо успокоиться, а уже затем подходить к выбору наказания. В ином случае возможно применение неадекватных мер.

согласовать решение с другими членами семьи
Для исключения манипуляций нужно согласовывать все правила, ограничения и наказания с другими членами семьи и попросить их не идти на поблажки в тех ситуациях, где вы уже ребенку назначили определенное наказание. Например, папа не должен давать ребенку мобильный телефон, если мама запретила.

учитывать особенности ребёнка - темперамент, характер и т.д.
Например, меланхолика нужно наказывать менее строго (или по-другому), чем сангвиника.

наказывать ребёнка наедине
Хвалить можно прилюдно, а вот наказание должно касаться только родителя и ребёнка. Подобная уединённость нужна, чтобы случайно не унизить ребенка и не травмировать детскую самооценку.

разработать ритуал примирения
Полезно будет выработать особый обряд, который ознаменует окончание наказания - можно сплести мизинцы, обняться и т.д.

 

Итак, основные правила применения дисциплинарных мер воздействия известны. Теперь осталось разобраться, как правильно наказывать ребенка, и какие методы наказания можно использовать.

Конструктивные методы наказания ребёнка:

  1. Лишение привилегий.
    В качестве наказания можно использовать ограничение доступа к сладостям, а также к компьютеру или телефону.
  2. Исправление совершённого. 
    Если ребёнок намеренно разрисовал столешницу фломастером, вручите ему тряпку и моющее средство – пусть исправляет свой проступок.
  3. Дистанцирование и тайм-аут.
    Провинившегося ребенка отсаживают в отдельное помещение на несколько минут. В комнате не должно быть игрушек, ноутбука, мультиков. Время тайм-аута ему озвучивается, чтобы это не было просто игнорированием.
  4. Извинение.
    Если ребенок кого-то обидел, нужно заставить его извиниться и по возможности исправить ситуацию. Например, нарисовать рисунок вместо разорванной картинки или отдать свою игрушку взамен сломанной.
  5. Метод корректирующих последствий.
    В некоторых ситуациях нужно разрешить ребёнку сделать то, чего он хочет. Естественно, нужно следить, чтобы ребёнок не навредил себе или другим. Например, прекратить напоминать класть грязные штаны в стирку, но потом ребенок в них должен будет идти в школу.
  6. Временное ограничение общения с ровесниками.
    В случае серьёзного проступка стоит на короткий срок ввести «комендантский час», ограничив общение ребёнка с приятелями.
  7. Наделение дополнительными обязанностями.
    В ответ на проступок родители назначают ему дополнительные «общественные работы». Это может быть внеочередное мытьё посуды, уборка в гостиной и т.д.
  8. Порицание и осуждение.
    С учётом возраста и тяжести проступка родители рассказывают о том, почему это детское поведение неправильно и какие неприятные чувства оно вызвало.

Одна из главных составляющих в цепочке «от преступления» к «наказанию» ребенка — это объяснение на тему «что такое хорошо, что такое плохо». После любого детского проступка родителю важно проговорить с ребенком: объяснить, почему так поступать нельзя, рассказать о возможных последствиях, и сообщить ему о наказании.


У подобных бесед тоже есть свои правила, которые родитель должен соблюдать:

  • Беседа с ребенком должна быть без оскорблений (ни в коем случае нельзя употреблять словечки типа «неряха», «неуклюжий», «неуч», «бестолочь» и тысячу им подобных). Можно давать оценку только поступку, который совершил ребенок, но ни в коем случае — самому ребенку. Унижать личность ребенка — это не наказание, это эмоциональное насилие.
  • Нельзя давать никаких негативных прогнозов в процессе наказания. Не стоит программировать: «А совсем запустишь математику — дворником станешь!». Что бы ни случилось с ребенком сегодня, неправильно говорить о его будущем в негативном ключе.
  • Нельзя сравнивать ребенка с собой и его опыт — со своим детским опытом. («Да я в твои годы уже…..», «Вот когда я так делал, меня отец вообще ремнем «охаживал», не жалея»….).
  • После наказания нельзя припоминать ребенку его проступок, тем более — в унижающей его манере. Всякий раз, эмоционально давя на ребенка за его прошлые «грехи», его внимание сфокусируется больше на обиде, чем на самом проступке и на его исправлении.

В целом вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение и при этом не заставит ребенка сомневаться в родительской любви.


Воспитание детей – нелегкий каждодневный труд и не всегда родители могут сами найти наиболее адекватные способы разрешения возникшей проблемы. В этом случае на помощь приходят детские психологи, психотерапевты. В нашем детском развивающем центре «Летиция» работают замечательные опытные специалисты-психологи, готовые помочь родителям в самых разных сложных ситуациях, возникающих в процессе воспитания.