И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Воспитание — сложный процесс. Среди многочисленных методов воспитательного процесса, одним из важных выступает наказание. Вряд ли найдется ребёнок, который никогда не подвергался ему. Наказание бывает разное и в каждой семье оно свое. То, как взрослые привыкли наказывать детей, зависит от привычек семьи, правил и требований, стиля воспитания и того, какому наказанию в детстве подвергались сами родители. Наказания дают ребёнку понять, где заканчиваются границы дозволенного, учат его думать о последствиях своих поступков и решений, нести ответственность. Однако наказывать нужно правильно: некоторые способы совершенно недопустимы и в вопросах выбора дисциплинарных мер существуют и определённые запреты. Этот метод воспитания должен быть правильным, мудрым и осторожным, потому что он не может не вызывать отрицательных эмоций у ребёнка. Неправильное поведение взрослых может привести к агрессии, трудностям в учёбе, замкнутости и нежелании детей общаться с собственными родителями и многим другим неприятным последствиям Методы наказания, отрицательным образом отражающиеся на психическом процессе и не являющиеся эффективными, описаны в этой статье.


Каких же стратегий поведения необходимо избегать при назначении наказаний?

Перечислим основные из них:

  • Одновременное наказание за несколько ошибок. Правильный принцип: одно «прегрешение» – одно наказание. Лучше всего наказать за самый тяжкий проступок.
  • Публичное наказание. Как уже было отмечено, наказание на публике наносит психологическую травму ребенку или вредит его репутации в детском коллективе.
  • Необоснованный отказ от наказания. Необходимо быть последовательными: если решили принять меры и озвучили это, то важно выполнять обещание, чтобы не потерять потом авторитет.
  • Отсроченное наказание. Нельзя заставлять ребёнка долго ждать, мучиться из-за ожидания неминуемой «кары», представлять, что его ждёт. Это своеобразное моральное издевательство над детьми.
  • Физические наказания. Физическое наказание может сделать ребенка более послушным в конкретной ситуации, но эффект будет длиться недолго. При этом со временем телесные наказания приводят к множеству негативных последствий: заниженной самооценке, агрессии, депрессии и даже ментальным расстройствам. Негативный эффект часто продолжается, даже когда ребенок вырастает.
  • Пристыживание. Из-за стыда ребенок начинает чувствовать себя неправильным, недостойным родительской любви, что приводит к проблемам с самооценкой и отношениями с другими и в детском, и во взрослом возрасте. Кроме того, воззвание к стыду не помогает ребенку понять, как поступать в будущем. Например, фраза «Как ты смеешь так разговаривать с матерью» не научит его адекватной манере общения.
  • Сравнение с другими. Обычно родители используют сравнение для мотивации ребенка. На самом деле оно не мотивирует ребенка, а заставляет испытывать стыд и думать, что он недостаточно хорош для родительской любви.
  • Игнорирование. Некоторые родители в качестве наказания игнорируют ребёнка и играют в «молчанку» целыми днями и даже неделями. Например, ребенка обвиняют в каком-то проступке, но не сообщают. Или просто перестают с ним разговаривать. Когда ребенок пытается узнать, что он сделал не так, — его вопрос игнорируют. Часто родитель ждет, чтобы ребенок попросил прощения за проступок. В такой ситуации ребенок чувствует себя виноватым, беспомощным, отвергнутым. Молчание не помогает ребенку сделать выводы из ситуации, а лишь учит подстраиваться под чувства взрослого. Такое обращение приводит к развитию тревожности: ребёнок не понимает, как он должен заслужить прощение. В результате он становится замкнутым, у него возникают трудности в коммуникации с другими людьми, может развиться агрессия, проявляются признаки депрессивного состояния.
  • Манипуляция здоровьем. Например, мама хватается за сердце, если ребенок делает что-то не так, как ей нужно. Так взрослый возлагает вину за свое самочувствие на ребенка и манипулирует им.
  • Унижение. Обзывать ребёнка, унижать его, говоря, что он слишком глупый, слабый, никчемный, ничего не добьётся в этой жизни, – пожалуй, худшее, что можно сделать. Этим родители подрывают не только доверие ребёнка, но и его уверенность в себе. У него развиваются комплексы, он чувствует себя неполноценным, недостойным, всю жизнь боится проявить себя, высказать своё мнение и попробовать заниматься тем, что ему нравится.
  • Шантаж и манипуляции. Некоторые родители «любят» ребёнка только тогда, когда он хорошо себя ведёт, вынуждая его «покупать» любовь. В случае проступка ему могут сказать, что он больше нелюбим, не нужен и не будет нужен, пока не исправится. В результате такого воспитания вырастает либо забитый, «недолюбленный» взрослый, который всю жизнь пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, либо холодный, равнодушный, неспособный на любовь человек.
  • Наказание без предупреждения. Прежде, чем наказать ребенка, необходимо уточнить, какие именно правила нарушаются и что будет, если ребенок не прекратит так себя вести. Так он сможет понять причину и следствие. И тогда наказание действительно станет важным уроком, из которого он вынесет знания, а не обиду на вас.
  • Наказание без учета возраста ребенка. Одно дело, когда пятилетка играется с ручками на газовой плите, и совсем другое — годовалый малыш, доставший из ящика ножницы. Если первый осознает свой поступок и его запретность, второй просто изучает окружающий мир, а вовсе не проверяет ваши нервы на прочность.
  • Наказание без объяснения правил поведения. А вы говорили малышу, как следует поступать в тех обстоятельствах, с которыми он сейчас столкнулся? Он умеет правильно реагировать на них, вести себя в соответствии с вашими ожиданиями? Если нет, то не торопитесь его наказывать. Этот сложный момент важен для обретения опыта и закрепления правильных паттернов поведения.
  • Угрозы бросить ребёнка. Родители для маленького ребёнка — это целый мир и поэтому, когда он оказывается в ситуации, где оказывается брошенным ими, то может получить эмоциональную травму. Взрослые могут «бросить» ребёнка в магазине или на уличной площадке, если он капризничает и отказывается идти домой. Часто это сопровождается словами «я пошла, а ты оставайся» или «я ухожу, а тебя дядя заберет». Если наблюдать за такими ситуациями, то станет видно, что первая реакция детей — это громкий крик, плач и состояние страха. Ребёнок раннего возраста не способен уловить в голосе взрослых шутку, сарказм или желание проучить его — он воспринимает все сказанное всерьез. Легко представить, как ему может быть страшно, если единственные люди в мире, от которых зависит его жизнь и безопасность, уходят и бросают его одного. Нельзя таким образом наказывать маленьких детей — гораздо эффективней будет отвлечь малыша, заинтересовать интересным предметом, увлечь, уговорить или просто унести домой на руках. Даже маленький ребёнок скорее поймет строгие наставления больше так не делать, чем эксперименты с уходом, которые ничего, кроме страха, принести не способны.
  • Наказание лишением любви. «Ты провинился, поэтому я не буду тебя любить». Что для ребенка значит остаться без любви? Это страшное понимание того, что единственные люди в мире, от которых ты зависишь, отказываются от тебя. Мир для детей в этот момент рушится. Этот метод наказания основан на манипуляциях. Часто взрослые наказывают так бессознательно, скорее всего, потому что с ними в детстве поступали аналогичным образом. В таком случае, им стоит вспомнить, какие чувства они при этом испытывали, чтобы понять неэффективность и жестокость данного способа воздействия. У этого метода есть несколько негативных сторон. Первая — это то, что родители не искренни и, не смотря на угрозу «не любить», они продолжают это делать, и ребёнок, подрастая, быстро это заметит. Поэтому скоро он перестанет обращать внимание на подобные родительские фразы, зная, что они ничем для него не опасны — наказание оказалось не эффективным. Вторая — это приучение детей к тому, что любовь основывается на соблюдении внешних условий — пока ты хороший, я тебя люблю, когда ошибаешься — нет. Такая любовь не имеет ценности, и дети учатся любить точно также.
  • Наказания учебой. Привычка родителей сажать детей за уроки, когда они совершили провинность, может привести к нежелательным последствиям, таким, как ненависть к учебе. Обучение детей, их уровень развития и способности не должны быть связаны с ошибками в поведении.
  • Наказание лишением творчества или хобби. Иногда родители наказывают тем, что лишают ребенка возможности заниматься любимым делом. Эффективность такого метода является спорным. С одной стороны, ребёнок, если он провинился, лишается права заниматься любимым делом — играть в футбол, рисовать, лепить, клеить, мастерить. Он, казалось бы, расстроившись, должен понять, к каким печальным последствиям может привести его нежелательное поведение и больше так не делать. Но с другой стороны, родители должны понимать, что лишать детей возможности творить — это значит забирать у них частичку радости, возможность развиваться и проявлять свои способности и таланты.


Эффективность наказания, как одного из методов воспитания, во многом зависят от авторитета родителей, их строгости и умения держать слово. Самые безопасные методы наказания — это лишение сладостей, запланированных походов в кино, парк и кафе. Самые эффективные — предоставление ребёнку возможности самостоятельно исправлять совершенный проступок. Личный опыт — лучший учитель и помощник там, где ребёнок учится отделять хорошее от плохого и позволительное от непозволительного. Иногда родителям бывает сложно самим выбрать правильные и эффективные стратегии воспитания, и в этом случае опытные специалисты-психологи, работающие в нашем детском развивающем центре «Летиция», всегда готовы помочь. Звоните, записывайтесь и приходите в «Летицию» на психологическую диагностику и консультации!