И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

 

Запоминание стихов наизусть — обязательная часть программы каждого российского школьника. Запомнить стихотворение иногда действительно бывает сложно. И неважно, сколько человеку лет. Распространено мнение, что у детей лучше память, так как мозг не загружен информацией. Подтверждений этому нет. Ученые считают, что на память особенно влияет гиппокамп. Эта часть мозга отвечает за кратковременные воспоминания и за перевод их в долговременные. В детстве гиппокамп, как и другие области мозга, стремительно развивается: новые нейронные связи формируются с невероятной скоростью, но так же быстро и разрушаются. Отчасти из-за этого мы не помним некоторые события из детства.


Поскольку мозг у всех разный, можно сделать вывод, что память зависит от генетических особенностей и от того, как вы развиваете способность к запоминанию. Мозг стоит тренировать по тому же принципу, как качают бицепсы в спортзале, — регулярно.


Специалисты говорят, что заучивание стихов — прекрасная тренировка памяти. Возникает соблазн прибегнуть к давно известной зубрежке — постоянному повторению материала. Метод довольно действенный, но не без изъянов.

Классический способ

  • Начать с прочтения вслух. Это поможет ознакомиться с текстом и понять смысл.
  • Разбить стихотворение на части (по две строки или по четыре строки) и запоминать их поочередно.
  • Повторять две строки вместе, потом три, потом четыре.
  • Подключать интонацию, расставлять акценты в тексте.
  • Затем переходить к другой части.


В тот момент, когда ребенок смог повторить стихотворение целиком, необходимо сделать перерыв на несколько часов. Затем надо снова прочитать стихотворение целиком, можно про себя, а затем повторить его полностью вслух, не подглядывая, несколько раз.


Классическая зубрежка работает, но она неинтересна и часто вызывает негативные эмоции. Для того, чтобы сделать процесс заучивания более интересным, а также повысить его эффективность, опытные преподаватели рекомендуют родителям для начала самим прочитать ребенку стихотворение вслух — выразительно, эмоционально, красиво. Затем обсудить сложные или непонятные для него слова, обратить внимание на их произношение, а также поговорить о том, как ребенок понимает смысл стихотворения. После этого еще раз выразительно прочитать, расставляя интонационные акценты. Далее желательно добавить один, а лучше несколько приемов для облегчения процесса заучивания, к которым относятся следующие:

Мнемо-таблица
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый может предложить готовую схему (план), а по мере обучения просить ребенка составлять уже свою.

Создание мысленного образа
Взрослый читает вслух медленно и с выражением стихотворение, ребенок сидит с закрытыми глазами, представляя то, о чем в нем говорится.

Изображение в действии
Между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речи ускоряет запоминание стихотворного текста (образуются дополнительные ассоциации). К слову или строке подбираются движения, которые взрослый, а затем и ребенок самостоятельно выполняют по ходу чтения текста. Например, можно показывать на сердце, если речь идет о любви. Это помогает ориентироваться в материале, создает некие «мнемоточки».

Музыкальное сопровождение
Негромкое звучание музыки во время заучивания стихотворения способствует более эффективному запоминанию.

Использование ритма
Стихотворение можно пропевать или во время заучивания отображать ритмический рисунок при помощи хлопков, притопов, качания головой, дирижирования.

Совместное чтение
Оно может быть очень разным: читаем хором, шёпотом, «кричим» стихотворением друг на друга, начинаем громко и с каждой строчкой понижаем громкость, и наоборот, читаем по очереди по одной строчке.

 

Выбор приемов запоминания зависит от типа восприятия, который свойственен человеку:

  • Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (сначала шёпотом, потом громко, «как медведь», прокричать). Можно зачитать стихотворение на диктофон и слушать вместо музыки.
  • Визуалам обязательно нужно увидеть картинку: в книге, нарисованную на доске или на бумаге.
  • Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры, напомнят, о чём будет идти речь дальше в стихотворении, прописывание строчек от руки несколько раз.


Воспоминания со временем ослабевают. Еще в конце XIX века этот эффект немецкий психолог Герман Эббингауз назвал «кривой забывания». Она показывает, как усвоенная информация со временем ускользает из нашей памяти, если не принять меры, чтобы сохранить ее.


Без закрепления материала способность удержать знания резко падает. Если нужно запомнить стихотворение надолго, нужно периодически возвращаться к нему.


Кривая Эббингауза

  • Первое повторение — в день запоминания информации.
  • Второе повторение — через десять дней.
  • Третье повторение — через 30 дней.
  • Четвертое повторение — через 60 дней.

 

Этот же метод можно использовать не только для запоминания стихов, но и при подготовке к экзаменам или докладу.


Для комфортного усвоения материала рекомендуется учить стихотворение за два-три дня, но если нужно выучить стих очень быстро, например, за 10–15 минут (как раз за перемену до урока), надо начитать его, не отвлекаясь ни на какую другую информацию. Основная цель — рассказать стих хотя бы один раз.
Быстрая зубрежка, одно повторение — и тут же рассказывается стих. В этом случае, скорее всего, запомнится около 90% информации. Это может сработать, если у ребенка достаточно хорошая память, но вскоре стихотворение забудется.


Помочь подобрать конкретные мнемотехнические приемы, методы запоминания в зависимости от особенностей индивидуального развития ребенка в целом и его памяти в частности, помогут опытные психологи-практики, работающие с детьми в нашем психологическом развивающем центре «Летиция», проведя сначала психологическую диагностику ребенка. В «Летиции» пройти психодиагностическое обследование с последующей консультацией родителей специалистом-психологом дети могут с 4-5 лет.