И.А. Галкина (кандидат психологических наук)

Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Компьютер дома – это уже не роскошь, а необходимая вещь. Обучение работе на компьютере стало необходимым элементом в процессе воспитания подрастающего поколения. Хорошо если с раннего возраста ребенок будет знать азы работы за компьютером, уметь найти нужную информацию, отправить письмо по электронной почте или заархивировать «тяжелый» файл. Но осваивая компьютер, ребенок, как правило, в первую очередь увлекается компьютерными играми. Как влияют компьютерные игры на психическое развитие ребенка? И можно ли извлечь пользу из такого увлечения? Компьютерные игры могут навредить?


Многие считают, что увлечение компьютерными играми несет в себе целый ряд опасностей. Играя за компьютером, ребенок может проводить слишком много времени, вместо того, чтобы читать книги, делать уроки и уделять время прогулкам на свежем воздухе. Таким образом, компьютер вытесняет другие необходимые вещи из его жизни. Длительное просиживание за компьютером также приводит к тому, что дети переутомляются, появляются раздражение, нервозность или наоборот вялость. Могут даже появиться проблемы со здоровьем.


Родителям надо знать, что есть активное и пассивное использование гаджетов. Просмотр мультфильмов, видео - пассивное, а вот компьютерная игра, когда надо совершать какие-то действия, - активное экранное время. И если раньше большинство детских специалистов говорили только о негативном влиянии гаджетов и компьютерных игр, то сейчас мы видим, что ситуация уже не такая однозначная.


Положительное влияние компьютерных игр
Напомним, что умеренное увлечение компьютерными играми подразумевает, что у ребенка не возникает проблем с учёбой, общением с семьёй и близкими, отсутствует игровая зависимость и нет навязчивой идеи снова и снова садиться за компьютер. Если игра — это простое развлечение, то можно говорить о следующей пользе компьютерных игр.

  • Снятие эмоционального и психологического напряжения
    Компьютерные игры по-разному действуют на эмоциональное состояние человека. Например, головоломки и аркады заставляют усиленно работать головной мозг, что в свою очередь снижает выработку адреналина и других «гормонов стресса», а «шутеры» помогают выразить свой гнев (однако такими «взрывными» играми важно не злоупотреблять).
  • Улучшение навыков коммуникации
    «Многопользовательские» игры развивают коммуникативные навыки: умение выстраивать взаимодействие в команде и договариваться с людьми, решать конфликтные ситуации, брать ответственность за свои решения и т. д.
  • Развитие креативности и воображения
    Часто игры требуют нестандартных решений в сложных ситуациях. Например, «придумайте, как обойти охранников, которые не пускают вас внутрь здания». Порой, чтобы ухитриться пройти уровень, нужно приложить немало умственных усилий и опробовать множество вариантов.
  • Мотивация на достижение результата и успеха
    Большинство игр заставляют игрока развиваться шаг за шагом, осваивать новые навыки, получать ресурсы. Таким образом, игры учат человека пошаговому росту, развивают мотивационную сферу и волю к победе. Игра — это интересно и весело. Если она обучающая, развивающая и сделана качественно и интересно, то она может помочь повысить мотивацию ребенка к учебе. Есть дети, которые совсем не хотят учиться, и игры — хороший инструмент для изменения этой ситуации.
  • Развитие внимания
    Во время игр на компьютере или планшете, независимо от жанра, тренируется внимательность ребенка, его умение переключаться. Во что бы ни играл ребенок— «стрелялки», квесты, «мемори», развивающие игры — ему нужно постоянно быть сосредоточенным, следить за изменениями на мониторе или планшете.
  • Развития мышления
    Большинство жанров компьютерных игр и приложений развивают логичность мышления, а также категоризацию, обобщение (это больше относится к развивающим играм). А дети, которым нравятся игры-стратегии, отличаются «многозадачностью», то есть умением решать несколько проблем сразу, даже если они противоречат друг другу. Это такое свойство мышления, которое обычно развивается целенаправленно во взрослом возрасте. У детей, которые играют в квесты и стратегии, этот процесс идет намного быстрее. Кроме того, компьютерные игры помогают улучшать способность ребенка к планированию и прогнозированию результатов своей деятельности.
  • Развитие физиологических навыков
    Мелкая моторика, зрительная координация — все это тоже развивается во время взаимодействия с гаджетами. Классическая клавиатура или сенсорная панель — в любом случае задействованы пальцы, их чувствительность. Как известно, моторика и речь тесно связаны: чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее и быстрее ребенок учится говорить. Игры на планшете или мониторе развивают умение ребенка действовать в ограниченном пространстве. При подготовке к школе детей специально учат ориентироваться на листе, чтобы они в дальнейшем могли считывать информацию с доски и вести записи в тетради. Когда у ребенка есть опыт взаимодействия с экраном компьютера, это значит, что у него уже развита пространственная координация, и это поможет ему в обучении. Хороший «тренажер» для этого — всем известная игра «Тетрис».
  • Развитие уверенности
    В некоторых играх можно выбрать разные уровни: попроще и посложнее. Ребенок выбирает уровень себе по силам и развивается в нем, подкрепляя ориентацию на успех. Он может достичь высоких результатов в игре, и это очень важно для детей, которые не верят в свои силы, с низкой самооценкой.
  • Расширение кругозора
    Компьютерные игры способны в прямом смысле открыть ребенку мир. Возможно, малыш еще ни разу не был в зоопарке, но благодаря игре, в которой надо нажимать на изображения животных, он узнает, что тигренок рычит, а корова мычит. Дидактические настольные игры, которые тоже полезны, не могут дать такой наглядности, как компьютерные.


По игровым предпочтениям можно также сделать вывод о более подходящем стиле обучения для ребёнка. Существует несколько стилей обучения — активный и рефлексивный, сенсорный и интуитивный, визуальный и вербальный, последовательный и глобальный:

  • Если ребёнок предпочитает «экшены» и «шутеры», ему подходит активный стиль обучения, который подразумевает активные действия с его стороны во время процесса обучения (тренировки, дискуссии, объяснение и помощь другим).
  • Ребёнок отдаёт предпочтения в играх стратегиям, головоломкам, квестам – ему подходит рефлексивный стиль обучения, при котором обучающийся перерабатывает полученную информацию самостоятельно, вдумчиво и неспешно (ему для этого не нужны активные действия).
  • Исторические стратегии и квесты – сенсорный стиль обучения. Такие дети предпочитают изучать факты, искать новую информацию.
  • Симуляторы реальной жизни – интуитивный стиль обучения. Учащимся интереснее искать взаимосвязи.
  • Игры с проработанным визуальным рядом – визуальный стиль обучения. Ученики лучше воспринимают визуальные образы, им достаточно посмотреть на картинку, чтобы понять смысл.
  • Игры с качественно проработанным сюжетом – вербальный стиль обучения. Учащиеся предпочитают качественный текст иллюстративным материалам.
  • Головоломки, аркады – последовательный стиль обучения. Обучение шаг за шагом, а шаги логически связаны между собой.
  • Детям, увлечённым исключительно играми-стратегиями, подходит глобальный стиль обучения или обучение «скачками» — бессистемное накопление информации, затем её осмысление.

Конечно, не существует людей, с «чистым» стилем (типом) обучения, однако предпочтения можно увидеть и учесть при работе с ребёнком.