И.А. Галкина
(кандидат психологических наук)

 

В последние годы использование различных средств лечения искусством (арттерапия), особенно музыкой (получившее название музыкотерапия) становится все более актуальным. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, известно на протяжении многих веков. Самая древняя притча об исцелении музыкой есть в Ветхом Завете: Давид, играя на арфе, излечил Саула от нервной депрессии. Древнегреческие философы Пифагор, Аристотель и Платон указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка восстанавливает порядок во Вселенной и нарушенную гармонию в человеческом теле, с помощью мелодии и ритма изменяет настроение человека. Известен случай, когда Пифагор музыкой предотвратил убийство, наиграв мелодию, «изгоняющую желчь». Платон предлагал для усиления воздействия целебных трав на головные боли использовать пение и музыку магического характера. По его мнению, ритмы и лады воздействуют на мысль.

Есть звуки, которые могут полностью восстановить кровообращение и устранить застойные явления. Такую звукотерапию с давних времён используют в Индии и Китае.

Гласные звуки:
“А” – снимает боли и спазмы, лечит сердце, верхние доли легких и желчный пузырь, помогает при параличе и респираторных заболеваниях, оказывает мощное действие на весь организм, способствуя насыщению тканей кислородом.

“И” – помогает в лечении глаз, ушей, тонкого кишечника, “прочищает” нос, стимулирует работу сердца.

“О” – лечит кашель, трахеит, воспаление легких, снимает спазмы и боли, облегчает течение туберкулеза легких.

“У” – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, лечит горло и голосовые связки, а также все органы, расположенные в области живота.

“Ы” – помогает при лечении ушей, улучшает дыхание.

“Э” – улучшает работу головного мозга.

 

Научно доказана целебная сила также некоторых согласных звуков.
Согласные звуки:
“В”, “Н”, “М” – улучшают работу головного мозга.

“К”, “Щ” – помогают при лечении ушей.

“Х” – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание.

“С” – помогает при лечении кишечника, этот звук полезен для сердца, сосудов, желез внутренней секреции.
“Ш” – лечит печень.
“Ч” – улучшает дыхание.
“М” – лечит сердечные заболевания.


Данные звуки надо не просто произносить, их нужно пропевать.
Также важно обращать внимание на интенсивность их пропевания. Если протекает сердечно – сосудистое заболевание, то не следует делать упражнение слишком интенсивно; если необходима терапия органов брюшной полости – наоборот, чем интенсивнее, тем лучше.


Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науке рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:


Звукосочетания:
ОМ – приводит в баланс тело, успокаивает ум, устраняя причину повышенного давления. Этот звук распахивает сердце, и оно становится способным принимать мир, любя, не сжимаясь от страха или негодования, снижает артериальное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Большое значение имеет и интенсивность пропевания звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой. Для усиления концентрации лечебного воздействия «пропеваемых» звуков и звукосочетаний рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым.

Музыкотерапия особенно ценна для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью. Работа в этой системе помогает снижению эмоционально-психического напряжения и улучшению общего эмоционального состояния детей, созданию взаимопонимания между педагогом и детьми, формированию социально-коммуникативных навыков, совершенствованию психических процессов, стимуляции речевой функции, формированию общей и тонкой моторики и развитию музыкальных способностей детей.


Музыкотерапия включает в себя разные направления деятельности: прослушивание музыкальных произведений, пение песен (вокалотерапия), ритмические движения под музыку (логоритмика, кинезитерапия), сочетание музыки и театрализации (имаготерапия). Прекрасный терапевтический эффект дает сочетание музыки с рисованием (изодеятельностью).


Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Искусство пения имеет многовековую историю. В искусстве пения наилучшим образом проявлялось свойство голоса выражать чувства и эмоции. В античных источниках находится множество свидетельств чудесного исцеления благодаря воздействию пения.


В системе музыкотерапии развитие певческого голоса предлагается начинать с развития речевого голоса, так как речью дети уже владеют, а диапазон певческого голоса шире. В речевой этап входят артикуляционная гимнастика; игры с голосом, развивающие мимику, артикуляционную моторику, речевой и музыкальный слух; речевые зарядки. Этот этап способствует развитию дыхания, дикции, певческого и речевого голоса, выразительных навыков правильной речи. Занятия в системе музыкотерапии готовят к управлению голосом, развивают фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух. В результате этих занятий происходит плавный переход к развитию вокальных навыков детей и их музыкальных способностей. Речевые упражнения помогают детям, освоить выразительные средства, общие для речи и музыки (темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, тесситура). Основой для них может послужить детский фольклор: потешки, прибаутки, дразнилки, кричалки, заклички и т.д.


В пении очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации с мышечными и слуховыми ощущениями. Дети, вспоминая музыкальное звучание, всегда поют эти звуки про себя с мышечным напряжением. Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.


Известно, что дети с различными проблемами нарушения здоровья быстро утомляются. Они вспыльчивы, замкнуты, неуверенны в своих силах. Душевное состояние этих детей находится в зависимости от погоды, новой обстановки, самочувствия педагогов, присутствия новых людей. У них нет жизненных сил, энергетическая активность низкая. Отрицательные эмоции блокируют функции мозга. Вывести детей из этого состояния может только радость, удовольствие, интерес. Музыкальное искусство здесь играет огромную роль, так как умело подобранная музыка оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность человека, способствуя такой ритмической настройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно.


В нашем развивающем центре «Летиция» в этом году впервые организован кружок вокально-хорового пения для дошкольников. Занятия по этой программе планируется начать в январе 2023 г. Занятиям музыкой и вокалом в «Летиции» и Школе № 45 традиционно придается большое значение и уделяется особое внимание. Занятия ведут замечательные опытные педагоги, музыканты.
Информацию обо всех этих занятиях можно получить у администраторов «Летиции».